Лекция 10. Философские проблемы эпохи Возрождения


Эпоха Возрождения в Европе – 14-16 в. в. Уникальный рывок и создание техногенной цивилизации. Резкий поворот к науке и технике. Ренессанс – обращение Европы к культурным ценностям античности. Фактическое обращение к Античности – предлог, чтобы размежеваться с религией. Пагонизация – обращение к язычеству. Секуляризация – появление светской культуры. Появление капитала в экономике. Меркантилизм – погоня за наживой. Появление свободных городов, расцвет мануфактур, разделение труда. Великие изобретения – компас (Васко де Гама – путь в Индию), книгопечатание (Свобода городов. Книги без цензуры церкви. Но все действенно постфактум.), применение пороха в военном деле (из Китая. Интенсификация войн.). Эти изобретения поставили Европу в новое положение. Возникли культурные универсалиимеркантилизм, индивидуализм, активизм. Существенные сдвиги в культурной сфере. Секуляризация. Связано с ослабление церкви. Дегенерация ортодоксального христианства привела к реформации (Германия, Швейцария, Англия).

Лютер, Кальвин – критика ортодоксального католицизма. Церковь не может служить посредником между богом и человеком, не может отпускать грехи человеку. Создание дешевой религии. Пересмотрена доктрина взаимоотношений человека и Бога. Церковь могла указать человеку какие дела добрые. Каждый человек должен верить в душе в Бога. Если ты добиваешься успеха – с тобой Бог. Англия, пуритане – успех и вера в Бога взаимосвязаны. Церковь ответила контрреформацией. Испания – Игнатий Лойла. Иезуиты – цель оправдывает средства. Орден подчиняется только Папе. Основная задача заключается в искоренении ереси. Трибунал Святой Инквизиции. Костры по Южной Европе.

Культурные универсалии: Гуманизм. Приоритет человеческой личности над другими. Серединное положение человека между Богом и Землей. Антропоцентризм. Человек – центр мира, а Земля может находиться где угодно. (Античность – космоцентризм, средневековье – теоцентризм). Механицизм. Представление о мире как об огромной машине – механика. (Появляются часы как элемент культуры. Время – деньги. Время – культурная универсалия.) Органицизм. Представление о мире как о живом организме. Развитие биологии (а не пантеистической программы).

Ренессанс – время титанов, универсальных личностей: Леонардо да Винчи, Микельанжело. Появление перспективы в живописи. 1-я Академия Наук – Плифон, Марсело Фличино. Лоренцио Вало – Вольтер 15-го века (подверг жесткой критике католическую доктрину и обратился к эпикуризму). Эразм Ротердамский – Вольтер 16-го века. ”Без дураков жить невозможно.” Самосознание. До этого даже слова такого не было. Мишель Монтель – воскрешает скептицизм. Пьетро Компанацци – способствует процветанию секуляризма. Притча о трех великих обманщиках – Моисее, Магамете и Христе.

Николай Кузанский. Кузанский производит на новом уровне доказательство схоласта Эриугены – Бог есть природа. Развивает пантеизм. Бог является абсолютным максимумом и минимумом. Это есть актуальная бесконечность. А природа есть относительный максимум. Если Бог везде и нигде – Бог бесконечен, а мир безграничен. Снимается вопрос о замкнутом космосе Аристотеля. А земля выведена из центра Вселенной. Критика Аристотеля становится хорошим тоном. Т.о. говорится об изотропном пространстве, космос не имеет приоритетного места.

Джордано Бруно еще более углубляет теорию пантеизма. Коперник – гелиоцентрист в строении Вселенной. Бруно интересовался теорией Коперника, но интерпретировал ее в онтологическом плане. Бруно: инфинитная Вселенная с множеством отдаленных миров. Нет разницы между физикой неба и земли. Сам Бруно к эксперименту относился пренебрежительно. Все догадки Бруно имели религиозную основу. Он хотел улучшить религию. Бог настолько всемогущ, что он не может создать только один мир, и все они равноправны. Этика поведения человека – ”героический энтузиазм” – это стремление изменить мир. (Пассивный героизм был у стоиков. Надо переносить все нападки, так как ничего нельзя сделать). Судьба: Фатум – нечто роковое, что от тебя не зависит, Фортуна (счастливый случай) – можешь пытаться, чтобы случай благоволил тебе.

Социальные теории эпохи Возрождения. Доминирующий мотив – индивидуализм. Наибольшая интенсивность в работах Николы Макиавелли (эгоизм, индивидуализм возводится в абсолют). Он провозглашает принцип верховного закона, ограничивающего частную собственность. Эмпирическая политика. Произведение ”Князь или Государь”. Цель оправдывает средства. Нет морали. Самоценность – захватить власть, а затем удержать ее. Политик – ” хитрый, как лиса, и жестокий, как лев.” Не надо обладать добродетелями всерьез. Религия и мораль должны обеспечить имидж правителя. В то же время тенденции крайнего индивидуализма противостоит мнение утопического коммунизма. Томас Мюнцер (Германия) – приоритеты общественности на средства производства и потребление. Проповедовал на практике насильственный способ достижения цели. Томас Мор (”Утопия”) и Компанелли (”Город Солнца”) не видели способа достижения цели. Мюнцер – великая крестьянская война в Германии.

Лекция 9 К оглавлению Лекция 11

Используются технологии uCoz